Без насекомых пострадает не только все живое, питающееся ими, но и люди, оставшись без продуктов
Недавно влиятельная британская газета Guardian подняла тему, которая сейчас кажется такой же далекой от наших повседневных забот, как когда-то глобальное потепление, а именно — катастрофическое исчезновение насекомых на планете. Британский биолог Дэйв Гоулсон пишет, что за последние 50 лет количество насекомых, вероятно, уменьшилось на 75%. Более того — ученые бьют тревогу о том, что наша планета находится на начальной стадии шестого массового вымирания в своей истории. Если осознать, что насекомые — это самый многочисленный и разнообразный класс среди живого, то эти потери выглядят довольно страшно и влекут глобальные последствия для всей планеты и не в последнюю очередь скажутся именно на Украине. Если подытожить эти последствия коротко, то все мы без этих крошечных созданий обречены страдать от голода.
Откуда такие ужасающие данные?
Конечно, трудно представить, как можно вообще посчитать, сколько насекомых существует на планете до еще и отследить, как падает их численность. Но биолог Дэйв Гоулсон объяснил, как ученые смогли это вычислить. Он рассказал, что в 2015 году с ним связались энтомологи из Сообщества Крефера (по названию города в Германии), которые с конца 80-х отлавливали летучих насекомых в заповедниках по всей Германии.
За 27 лет с 63 участков они собрали 53 кг насекомых и прислали данные Гоулсону, чтобы он помог им подготовить публикацию в научном журнале. Немецкие энтомологи обнаружили, что за 27 лет (с 1989 по 2016 года) общая биомасса насекомых, пойманных в их ловушки, упала на 75%. А в середине лета, когда в Европе наблюдается пик активности насекомых, это снижение было еще заметнее — на 82%.
В 2019 году другая група немецких ученых опубликувала статью в журнале ScienceDirect на основе обзора 73 исторических отчетов о сокращении количества насекомых по всему миру и пришла к выводу, что в следующие несколько десятилетий может исчезнуть еще 40% насекомых. Ученые отмечают, что наиболее пострадавшие вида — бабочки, перепончатокрылые и жесткокрылые. А четыре другие большие группы (однодневки, ручейники, веснянки, стрекозы) уже потеряли значительную часть своих видов.
О подобной ситуации на другом конце света в начале 2019 года рассказал The Guardian ученый Бред Листер, который вернулся в тропические леса Пуэрто-Рико через 35 лет и обнаружил, что и там исчезли 98% насекомых. «В первые пару дней мы знали, что что-то пошло не так. Мы проезжали лесом и одновременно с Андресом сказали: «Где все птицы?» Там ничего не было», — сказал Листер. Ужасным открытием стало то, что популяция насекомых, некогда обеспечивавшая обильную пищу для птиц по всему горному национальному парку, исчезла. На земле исчезло 98%, на зеленом полигоне — 80%. По мнению Брэда Листера, причина в глобальном потеплении. Но не только…
Деятельность человека — главный фактор гибели насекомых
Критическая ситуация со снижением численности насекомых, описанная немецкими исследователями, экстраполируется и на другие страны Европы, в том числе и на Украину, говорит в комментарии Укринформу энтомолог Григорий Попов из Института зоологии им.И.И.Шмальгаузена. Он добавляет, что энтомологи уже давно обращают внимание мира на исчезновение насекомых, которое носит такой же катастрофический характер, как и глобальное потепление: «Этот процесс в научных кругах называется шестым вымиранием, и оно самое страшное, потому что в отличие от предыдущих самое катастрофическое и вызвано непосредственно деятельностью человека».
Один из самых главных факторов, влияющих на падение численности насекомых, продолжает ученый, — это интенсивное земледелие. «Мы распахиваем степи, вырубаем леса, осушаем болота, то есть уничтожаем природные биотопы, которые служат средой обитания для многих организмов, в том числе и насекомых. С другой стороны мы используем все более эффективные химические средства для борьбы с вредителями и сорняками, но от них страдают не только вредители, но и все другие насекомые. Даже медоносная пчела, которая всегда была сравнительно устойчивой к химикатам, уже начинает вымирать из-за использования все более эффективных химических средств на полях. Что уж говорить про диких пчел, мух, жуков, бабочек, которые опыляют наши все культуры, кроме зерновых», — говорит Григорий Попов.
Но ученые говорят, что насекомых меньше и на тех территориях, которые отнесены к заповедным и не были изменены руками людей. Объяснение тут в глобальном потеплении. Данных о том, как конкретно влияет этот фактор на снижение численности насекомых, еще очень мало, но ученые обнаружили, что жара вдвое снижает способность самцов насекомых к размножению. Об этом сказал BBC профессор Мэтт Гейдж из Университета Восточной Англии, который руководил исследованием, в ходе которого ученые подвергали жуков влиянию жары в лаборатории. Пятидневное влияние жары на хрущака малого в лаборатории привело к сокращению производства спермы на три четверти (при этом самки не подвергались негативному воздействию). В результате жара снижала вдвое количество потомков от самцов, а повторное воздействие жары почти стерилизовало их.
С другой стороны, ухудшает выживания насекомых и теплая зима, которая сама по себе следствие глобального потепления. К примеру, комары и осы, почувствовав плюсовую температуру, могут просыпаются среди зимы, но потом умирают, потому что не могут найти себе пропитание.
А дальше гибель дикой природы и продуктовая катастрофа
Насекомых так много и они так разнообразны, что участвуют во всех наземных и пресноводных пищевых цепочках. Ими питаются птицы, летучие мыши, пауки, рептилии, земноводные, рыбы, на которых в свою очередь охотятся крупные животные. То есть, падение числа насекомых повлечет падение объема животного мира, станет катастрофой для дикой природы.
Но и это не все. Почти 90% растений нуждаются в опылении извне, осуществляемом преимущественно насекомыми. Потеряв опылителей, человечество в итоге может остаться без растительных продуктов питания — фруктов, овощей…
«Если не обращать внимания на эту проблему, то в будущем мы будем страдать от дефицита продуктов. Резерв опылителей для нас как для государства, занимающегося сельским хозяйством — это стратегический ресурс, а значит и пищевая безопасность страны на национальном уровне», — отмечает Григорий Попов. Он добавляет: если учесть тот факт, что непрерывно растет население планеты, которому требует все больше пищи, то в недалеком будущем все человечество столкнется с теми же проблемами, которые сейчас уже имеют страны Африки — будет страдать от недостатка пищевых продуктов.
Но если развитые страны постепенно обращают внимание на эти проблемы, выделяя средства на изучение численности флоры и фауны, то Украина об этом задумывается в последнюю очередь. «Например, Министерство сельского хозяйства Австралии регулярно выделяет несколько процентов из своего бюджета, чтобы финансировать систематику насекомых, определять изменения в численности опылителей и как это влияет на урожай и т.п. Государственная политика в нашей стране, к сожалению, такова, что не поддерживает проведение подобных научных исследований, и пока в основном это делают ученые на собственном энтузиазме или любители», — говорит Григорий Попов.
Но и это еще не все. Мы забываем о невидимом. Насекомые задействованы еще в процессе рыхления почвы, разложения органических соединений, таких как опавшие листья или древесина, они помогают очистить природу от мертвых тел животных. То есть нормальное функционирование естественных процессов целой планеты зависит от этих крошечных созданий, которых с каждым годом становится все меньше.
Что теперь делать человечеству?
Остановить этот процесс вряд ли уже возможно, но притормозить у человечества еще есть шансы. Прежде всего нужно переосмыслить методы ведения сельского хозяйства, уменьшив использование более вредных для насекомых химикатов, заменив их на более специализированные, запрещать на определенные периоды обработку земель, вырубки и осушения водоемов, выделить средства на энтомологию и т.д. Затормозив этот процесс, мы получим экономическую выгоду вместо убытков.
Экономисты подсчитали: насекомые-опылители приносят мировому производству продуктов питания около 500 миллиардов долларов…
На вопрос о том, что же в Украине делается для того, чтобы снизить гибель насекомых, Григорий Попов отвечает, что энтомологи из НАНУ, образовательных и сельскохозяйственных учреждений работают сейчас над всеми насущными направлениями, прежде всего над изучением систематики и фауны насекомых. «Систематики занимаются отделением одних насекомых от других, их правильным определением, всем массивом их названий, которые соответствуют специальному Международному кодексу номенклатуры. Только зная правильное название насекомого, мы можем поместить его в список видов какой-либо территории. Если мы говорим об исчезновении насекомых, мы отталкиваться от какой-то отправной точки, а именно фауны насекомых Украины и ее отдельных регионов. Уже дальнейшей является работа по оценке их численности, динамики. В общем смысле любые меры по сохранению окружающей среды положительно отражаются на насекомых», — заключает ученый и добавляет, что для глобального решения проблемы нужны межгосударственные научно-практические программы со стратегическим финансированием.