Новости экологии и природы
Пещеры и абсолютная заповедность

Пещеры и абсолютная заповедность

В настоящее время сложилась губительная практика, когда открытие новой пещеры одновременно означает и открытие ее для посещения людьми. Это правило распространяется даже на природные заповедники, что ведет не только к разграблению дикой природы пещеры, но и является грубым нарушением природоохранного законодательства.

Природные и культурные ценности хрупкого мира пещер

Мир пещер уникален, хрупок, таинственен. В нем самым невероятным образом сплелись культурные и природные ценности.

В пещерах сохранились остатки древних животных и следы первобытного человека. Так, в крымских пещерах Чатырдага выявлено 10 костеносных пещер, содержащих останки более 20 видов голоценовых животных, в том числе человека (1). Так, в Мраморной пещере и пещере Эмине-Баир-Хосар найдены кости пещерного льва, 4 мамонтов, в Тысячеголовой – кости сайги и пещерного медведя (1). Пещеры обладают микрофлорой и микрофауной, значительная часть которых(троглобионты, гидробионты) являются эндемиками, то-есть обитают только в пещерах. Во многих пещерах имеются колонии летучих мышей, занесенных в Красную книгу Украины и в Списки Бернской конвенции.

Пещеры – уникальное поле для научных исследований, изучения кальцитовых жил, пещер-ледников, четвертичного оледенения, инверсионной тяги, а также палеонтологических,зоологических, ботанических, микробиологических, археологических, медицинских и исторических исследований.

Пещеры имеют также огромную эстетическую ценность как чудесные волшебные дворцы удивительной подземной природы.

Нарушения природоохранного законодательства при посещении пещер в заповедниках

Статьей 16 Закона Украины «О природно-заповедном фонде Украины» в природных заповедниках запрещен «любой туризм ( в том числе и спелеотуризм), организация мест отдыха населения, проход и проезд посторонних лиц, уничтожение геологических наслоений, нарушения условий обитания диких животных» (5).

Вместе с тем все эти нарушения происходят при посещении пещер (неорганизованных и организованных), которые находятся на территории Крымского, Опукского, Ялтинского горно-лесного природных заповедников, заповедников Медоборы и Росточье, Карпатского биосферного заповедника. В районе части Чатырдага, входящей в Крымский заповедник, находятся десятки пещер – Чертова, Седая, Тысячеголовая, Холодная, Артюг-Коба, Трехглазка, Партизанская, Голубиная -2, Мраморная и т.д.Все они за исключением Мраморной и Трехглазки не оборудованы для посещения, однако являются излюбленным местом спелеотуристов. Различные туроператоры организовывают по ним всевозможные «экстрим-туры», все спелеологические сайты не только Украины, но и других соседних стран, прежде всего России переполнены отчетами туристов об их посещении. При этом администрация Крымского заповедника не принимает никаких мер для пресечения незаконного посещения пещер. Пещеры не только не заделаны решетками,здесь нет даже аншлагов с запрещающими надписями.

Более того, в нарушение ст. 16 данного Закона, на территории Крымского заповедника туристической фирмой «Оникс –тур» происходит незаконная эксплуатация пещер Мраморная и Трехглазка, при этом Мраморную в год посещает 230 тыс. человек (1). Оборудование Мраморной пещеры под массовый туризм происходило в 1990-х годах, когда на этой территории, вместо Крымского заповедно-охотничьего хозяйства, уже был воссоздан Крымский заповедник. В заповедной пещере, в нарушение природоохранного законодательства было проведено электричество и поставлены металлические лестницы. Трехглазку открыли для посещения в 2010 г. Здесь также есть железная лестница при входе в пещеру.

Другим вопиющим примером нарушения ст. 16 Закона Украины «О природно-заповедном фонде Украины» является незаконное открытие с начала 2000-х годов в Ялтинском горно-лесном заповеднике (по инициативе его администрации), для посещения людей, пещер Трехглазки, Ялтинская, и с 2010 г. Геофизической. Как и в случае с Мраморной, незаконно было проведено электричество . поставлены металлические лестницы. Госкомкрымэкологии насчитал заповеднику ущерб за нанесенный вред природе, который заповедник спокойно заплатил и продолжил незаконное посещение пещер под видом «научных исследований». В 2012 г. Крымский Госпромгорнадзор оштрафовал директора Ялтинского горно-лесного заповедника В. Капитонова на 3400 гривен за использование пещер Трехглазки, Ялтинская и Геофизическая без подготовки соответствующих документов (4).

В настоящее время за год их посещает около 30 тыс. человек. Разрешения на их посещение от Минэкологии Украины заповедник не имеет.

Активно незаконно посещаются туристами и другие пещеры (пока не обустроенные), находящиеся на территории Ялтинского горно-лесного заповедника –Иограф, Медовая, Массандровский грот, Мисхорские гроты, Камнепадная, Татьянина, Жемчужная, Висячая, Ставрикийская, Никитская расселина, шахты Пастушья и Дружбы.

Экологический вред пещерам от спелеотуризма

Любое, пусть даже самое бережное, кратковременное и незначительное проникновение человека в пещеру влечет за собой значительные негативные последствия для хрупкого мира дикой природы пещер. Посещение, открытие, закрытие ходов, электричество влияют на микроклимат в пещере. Меняется воздухообмен, влажность, повышается температура, в результате чего появляются или исчезают микроорганизмы, эндемики пещер, лед начинают таять или нарастать. Выдыхаемый людьми углекислый газ легко растворяется в воде, что приводит к образованию химически активных кислот.

Туристы кидают в пещеры монетки, заносят в пещеры чужеродные виды, что может полностью разрушить или изменить структуру видов-эндемиков. При этом эндемические виды, привыкшие к ограниченным пищевым ресурсам, не выдерживают конкуренции с внешними агрессивными видами и погибают.

Из-за туристов возрастает беспокойство летучих мышей в материнских колониях и на зимовках, что вызывает преждевременную трату энергетических ресурсов, снижает плодовитость и ведет к гибели взрослых особей и малышей.

Нередки факты прямой агрессии по отношению к летучим мышам со стороны посетителей пещер, преступного прямого уничтожения животных, разорения колоний (3).

Известны данные, что нахождение четырех человек в пещере может повысить температуру в ней на 2 градуса в день (10). В августе в пещере Ялтинская и Геофизическая, что находятся на территории Ялтинского горно-лесного заповедника, температура из-за посещения туристов возрастает в 2-2,6 раза (12).

Загрязнение углекислым газом от экскурсантов в пещерах может возрастать в 2 раза за день (11).

В пещерах Крыма на сегодняшний день все известные в прошлом пещерные скопления летучих мышей сократились в 10-100 раз или совсем исчезли (3). Самая большая из известных ранее материнских колоний – колония остроухой ночницы в 1920-х годах включало 40 000 особей. Теперь в ней насчитывается только 300 животных. Другая колония летучих мышей в начале 20-го века, расположившаяся в одной из пещер горного Крыма, насчитывала несколько тысяч взрослых особей. Сегодня ее нет (3).

Посещение людьми пещер нередко сопровождается самым настоящим варварством. Туристы расписывают стены пещер краской, разводят костры, ставят палатки, испражняются, оставляют окурки, отработанные батарейки, остатки пищи,пустые бутылки. Нередки случаи, когда сталактиты отбиваются молотками и выносятся из пещер «на память».

На одном туристическом сайте сказано по поводу пещеры Тысячеголовая, расположенной в Крымском заповеднике: «Как старая монета теряет свой рисунок, так и пещера утрачивает первозданную красоту, когда ее посещают малокультурные люди. О былом величии Тысячеголовой свидетельствуют «пеньки» и поверженные наземь обломки сталактитов. Пещера разграблена, в ней осталось только то, что нельзя разбить и унести: каскадные натеки, массивные колонны, подпирающие свод. Но и они изранены молотками и топорами алчных любителей пещерной «экзотики» (2).

Возле Тысячеголовой, Холодной и Овечьего грота полно мусора, много тропинок, имеются следы костров, вход в Холодную превращен в нужник.

В пещере Эмине-Баир-Хосар из-за сооруженной «природоохранной» пробки погибло 30-40 летучих мышей (9). У входа в пещеры Ялтинская, Геофизическая, Трехглазка в Ялтинском горно-лесном заповеднике много тропинок и мусора. В пещере Геофизическая установлен бетонный пол, 30-метровая лестница, из-за освещения начали расти мхи.

Пещера Кристальная в Центральном Подолье превращена в шоу-местечко с елкой и рестораном, и сотней пустых бутылок в ходах пещеры (9).

В каменоломнях Опукского заповедника от массовых экскурсий страдает одна из самых больших в Украине колоний мышей (до 8 тыс экз.). Пещеры Кристальная и Кизил-Коба практически уже уничтожены как биологические объекты (9). Такими же быстрыми темпами к деградации идут пещеры Вертеба, Млинка, Оптимистичная, Юбилейная (9). В Медовой пещере во Львове экскурсанты уничтожают летучих мышей и жгут костры (9).

Большой вред экологии пещер наносят используемые спелеологами фонари с открытым огнем, работающие при помощи карбида на ацетилене. От огня остается на сводах пещер сажа, а в самих пещерах – отходы отработанного карбида.

«При посещении пещер с ацетиленовыми горелками токсичная карбидная отработка попадает в подземные водотоки, приводя к гибели водных троглобионтов. Загрязнение продуктами жизнедеятельности и пищевыми отходами при проведении продолжительных экспедиций приводит к проникновению в пещеры инвазивной фауны, изменению естественной микрофлоры и нарушению среды обитания представителей пещерной фауны» (7).

Нередко приходится слышать мнение, что вред дикой природе пещер наносит только неорганизованный туризм. Но вот если пещеру оборудовать для туризма – то никакого экологического вреда пещере не будет наноситься по определению. Но на самом деле это очень опасное заблуждение. При так называемом «оборудовании пещеры» нередко пробиваются дополнительные ходы, прорубаются искусственные проходы в пещеру, проводится электричество, устанавливаются железные лестницы, перила, кладутся бетонные дорожки, иногда проводятся даже взрывные работы, а в залах и на входах пещер нередко создаются базы и туристические комплексы.Понятно, что при таком «оборудовании» любой дух дикой природы уничтожается в пещере полностью. Следует добавить и то, что к «оборудованным» пещерам, как правило, еще проложены и дороги, по которым проезжает масса машин, что в случае с заповедной территорией является еще одним грубым нарушением природоохранного законодательства.

Так, например, в пещере Мраморная, что находится на территории Крымского заповедника, оборудовано 1,5 км подземных ходов. В пещере прорублен искусственный вход, установлена разноцветная подсветка, в ее залах звучит различная музыка. Периодически, по несколько раз в год в пещере происходят различные музыкальные фестивали – Авторской песни, песни «Золотой грифон» и т.п. (8).

Возле пещеры сооружена горно-лыжная трасса с подъемником, около три десятка домиков для туристов, хозблок, парковка, зимой сюда можно подняться на снегоходе «Буран». В Ялтинской пещере, что расположена в Ялтинском горно-лесном заповеднике, свой слет в 2012 г. устроили крымские журналисты.

В заключение следует добавить, что большинство пещер до сих пор не изучены, поэтому спелеотуризм уничтожает в них не только дикую природу, но и возможные научные открытия.

Пещеры и концепция абсолютной заповедности

Пещеры являются удобной территорией дикой природы, где при создании в них природного заповедника в полном объеме может реализовываться идея Г.А. Кожевникова об абсолютной заповедности: «Всякие меры, нарушающие естественные условия борьбы за существование, здесь недопустимы (…). Не надо ничего устранять, ничего добавлять, ничего улучать. Надо предоставить природу самой себе и наблюдать результаты» (6). Здесь не нужна никакая регуляция. В пещерах в полной мере могут быть защищены и права природы на существование и свободу.

Это прежде всего объясняется географическими и экологическими особенностями пещер. Во-первых, пещеры обладают самодостаточными и самоподдерживающимися экосистемами, не требующими со стороны человека никаких результативных мер. Во-вторых, некоторые из них представляют огромные подземные комплексы с довольно большой площадью. В третьих, находясь под землей, они испытывают минимальное антропогенное воздействие. В четвертых, их довольно легко охранять, поставив, например, железные решетки на вход в пещеру.

Охрана пещер

Современное природоохранное законодательство Украины ( а также России и Беларуси) предлагает всего три реальных пути охраны пещер. Первый – это включение пещер в территорию существующих природных заповедников или в заповедную зону национальных парков и биосферных заповедников с полным и жестким закрытием их посещения. Если пещеры уже входят в природные заповедники или заповедные зоны национальных парков и биосферных заповедников, то нужно добиваться от администрации этих учреждений, а также государственных природоохранных органов, их контролирующих, полного и безоговорочного выполнения требований ст. 16 Закона Украины «О природно-заповедном фонде Украины», запрещающей туризм и организованный отдых в заповедниках (5). К такому же выводу приходят и другие авторы (7, 9, 11).

В рекомендации № 36 Постоянного комитета Бернской конвенции также говорится о необходимости строгой заповедной охраны пещер как мест обитания редких видов животных (9). Строгие меры по охране пещер записаны и в «Руководящих принципах охраны пещер и карста» подготовленных МСОП в 1996 г . (11).

Второй путь охраны пещер заключается в объявлении их памятниками природы с последующей установкой решеток на входах в пещеры.

Первый и второй путь в той или иной мере уже используется природоохранным сообществом и не у кого не вызывают сомнений. Однако имеется еще и третий путь. Это – создание пещерных (подземных) природных заповедников (с полноценным штатом охраны и научных сотрудников) и наземной охранной зоной над пещерами. При этом большая площадь такого пещерного заповедника может быть достигнута за счет организации нескольких филиалов в разных пещерах. Значительный плюс этой идеи заключается также в том, что сопротивление хозяйственных органов при заповедании подземных объектов будет значительно ниже, чем при заповедании надземных объектов (леса, степи, горы).

В настоящее время в Украине в объекты ПЗФ входит только 30 % известных пещер (13). В Крыму, например, охраняемых пещер в 4 раза меньше, чем не охраняемых (11). В целях улучшения охраны пещер Е. Лукьяненко предлагает провести инвентаризацию всех имеющихся пещер, выделить самые ценные, ценные и не очень ценные. Самые ценные предполагается полностью закрыть для посещения, ценные открыть для регулированного туризма, не очень ценные можно оборудовать и использовать для интенсивного туризма (11). Вместе с тем (нонсенс) в настоящее время одна из самых ценных крымских пещер – Мраморная – оборудована и открыта для массового туризма. Необходимо также разработать критерии пропускной способности пещер, открытых для туризма, и «Рекомендации по опекунству над пещерами».

Литература

1. Амеличев Г.Н., 2010, История изучения карстового массива Чатырдаг (Горный Крым). Спелеология и карстология, № 5, стр. 10-21.

2. Тысячеголовая(Бинбаш-Коба)

www. Mapim.com.ua/crimea/peshehodnye-pecshery-kryma/tysyachegolovay-binbash-koba

3. Пещерные жители Крыма нуждаются в защите, www.kazhan.org.ua/Library.krym_bat.htm

4. Директор Ялтинского заповедника заплатил 3400 гривен за незаконный туризм в районе плато Ай-Петри, www. Independent-news.org.ua/?p=4180

5. Закон України «Про природно-заповідний фонд України».

6. Кожевников Г.А., 1992, О необходимости устройства заповедных участков для охраны русской природы, В кн. Охота и охрана природы, ч. 1, М., УНИЛ Главохоты РСФСР, стр. 135-147.

7. Трепет С.А., Перевозов А.Г., Акатова Т.В., Туниев Б.С., Газарян С.В., 2009, Проблемы сохранения редких видов в Кавказском заповеднике. Влияние туризма, В кн. Особо охраняемые виды животных, растений и грибов в Кавказском заповеднике. Труды Кавказского Государственного природного биосферного заповедника, вып. 19, Майкоп,Качество, стр. 194-196.

8. www. festivali.org.ya/frm/index.php?t=1778

9. Фауна печер України, 2004, Київ, 248 стр.

10. Мальцев В.А., 1987, О тепловом засорении пещер при проведении подземных экскурсий. В кн. Проблемы изучения, экологии и охраны пещер, К.

11. Лукьяненко К.О., 2006, Конструктово-географічні основи охорони та використання карстових печер гірського Криму, Сімферополь, 25 стр.

12. Амеличев Г.Н., Токарев С.В., 2011, Естественное и антропогенное изменение температуры в оборудованных пещерах Ялтинского заповедника. В кн. Заповедники Крыма. Биоразнообразие и охрана природы в Азово-Черноморском регионе, Симферополь, стр. 8-13.

13. Экологическая геология Украины, 2009, К., Наукова думка.

Источник: Киевский эколого-культурный центр

Читайте также:

Опубликовано: 26 октября 2014 20:23